Педагогический проект
«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредствам использования в образовательном процессе элементов шахматной игры»
Шахматы – эффективная модель для формирования у ребенка механизма, «действия в уме», что является важнейшим фактором развития интеллекта.
Играя в шахматы, дети учатся проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем сделать свой ход, у них формируется навык внутреннего плана действий. Овладев данным навыком, ребенок научится планировать свое время, стратегически мыслить и достигать поставленных целей.
Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволит обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволит снизить уровень стресса, будет благотворно влиять как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышая продуктивность его мышления.
Цель педагогического проекта: создание в учреждении дошкольного образования условий для развития логического мышления у детей дошкольного возраста посредствам использования в образовательном процессе элементов шахматной игры.
Задачи педагогического проекта:
- изучить состояние проблемы и определить теоретико-методологические и методические основы использования элементов шахматной игры в образовательном процессе;
- создать условия для ознакомления и освоения педагогами современных методов по обучению воспитанников игре в шахматы и определить систему работы педагогов по внедрению в образовательный процесс элементов шахматной игры;
- определить критерии и показатели для выявления уровня развития логического мышления у детей дошкольного возраста;
- разработать для педагогов методические рекомендации, памятки по использованию элементов шахматной игры в специально организованной и нерегламентированной деятельности учреждения дошкольного образования;
- разработать примерные конспекты занятий, игровые задания с использованием элементов шахматной игры в рамках реализации содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования;
- изготовить демонстрационный и раздаточный материал игровых заданий, основанных на элементах шахматной игры;
- обеспечить преемственность в реализации педагогического проекта между учреждением дошкольного образования и социумом;
- подготовить методические рекомендации из опыта работы по развитию логического мышления у воспитанников, посредствам использования элементов шахматной игры в образовательном процессе учреждения дошкольного образования.
Реализация проекта предполагает активное использование педагогами учреждения дошкольного образования в специально организованной и нерегламентированной деятельности логических операций посредствам использования элементов шахматной игры:
во второй младшей группе – в ходе проведения нерегламентированной деятельности ознакомление с шахматной доской и расстановкой фигур;
в средней группе – в ходе специально организованных занятий по реализации содержания образовательной области «Элементарные математические представления» (сравнение, обобщение, запоминание), в рамках нерегламентированной деятельности (использование дидактических игр по обучению игры в шахматы, развитие моторики, воспитание усидчивости), мероприятий досуговой деятельности;
в старшей группе – в ходе специально организованных занятий по реализации содержания образовательной области «Элементарные математические представления» (ориентирование на плоскости, сравнение, обобщение, запоминание), в рамках нерегламентированной деятельности (использование дидактических игр с применением логических операций, развитие моторики, воспитание усидчивости и собранности), мероприятий досуговой деятельности, самостоятельной игровой деятельности. В рамках дополнительных образовательных услуг предусматривается освоение старшими дошкольниками логических операций, формирующих память, логическое мышление, творческие способности, математические навыки, позволяющие решать сложные задачи, соотносить мыслительные процессы с практическими действиями.
Логическое мышление – вид мышления, который осуществляется при помощи логических операций с понятиями, что позволяет познать существенные закономерности и взаимосвязи между предметами и явлениями. Логические приемы сравнения, классификации, обобщения, анализа и синтеза, систематизации, обеспечивают логику любой деятельности человека, определяя ее эффективность.
Эффективность использования элементов шахматной игры в образовательном процессе учреждения дошкольного образования