Консультационная деятельность

Часто задаваемые вопросы:

Для детей от 1 года до 2 лет (по выбору родителей)
Для детей от 2 до 3 лет (по выбору родителей)
Для детей от 3 до 4 лет (по выбору родителей)
Для детей от 4 до 5 лет (по выбору родителей)
Для детей от 5 до 7 лет (по выбору родителей

свернуть

Правовая ответственность родителей за жизнь и здоровье несовершеннолетних

Семья – социальный институт. Все внутрисемейные процессы оказывают воздействие на общество, и в то же время сама семья чутко реагирует на все изменения, происходящие в общественной и государственной жизни. Поэтому государство и общество должны проявлять постоянную заботу о семье и семейном воспитании.

В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите материнства и детства.

Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает международная Конвенция ООН о правах ребенка (1989), ратифицированная Верховным Советом Республики Беларусь в 1990 году. Этот документ провозглашает право ребенка на жизнь и на родителей, а также право на особую заботу и помощь. В соответствии с Конвенцией родители должны гарантировать свободу и достоинство своих детей, создать в семье условия для их личностного и гражданского становления, для их свободной и творческой жизни. Конвенция предостерегает родителей от авторитарного обращения с ребенком. В целом в Конвенции раскрываются положения об охране жизни и здоровья детей, о роли, правах и обязанностях родителей, о воспитании детей в семье.

 

Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570 – XII «О правах ребенка» правовую основу регулирования прав ребенка в Республике Беларусь составляют:

Конституция Республики Беларусь (далее – Конституция),

международные договоры Республики Беларусь,

Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570 – XII «О  правах ребенка»,

Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в  неблагополучных семьях» (далее – Декрет № 18),

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС),

Гражданский кодекс Республики Беларусь,

Кодекс Республики Беларусь об образовании,

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП),

Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК)

и иные акты законодательства Республики Беларусь, регламентирующие порядок и условия реализации прав и законных интересов ребенка.

Таким образом, в Республике Беларусь на законодательном уровне закреплен ряд обязанностей, которые родители должны выполнять в отношении своих детей.

Так, обязанности родителей в воспитании детей, заботы об их здоровье, развитии и обучении закреплены в части 3 статьи 32 Конституции.

Справочно.

Согласно статье 32 Конституции детство находится под защитой государства.

Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детейзаботиться об их здоровьеразвитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию.

Помимо Основного Закона нашего государства, обязанности родителей по воспитанию детей содержатся и в КоБС.

Так, согласно статье 68 КоБС родители обязаны воспитывать детей, осуществлять уход и надзор за ними, обеспечивать защиту их прав и  законных интересов.

В соответствии со статьей 73 КоБС защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей возложена на их родителей.

Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия.

Статья 75 КоБС гласит, что родители осуществляют воспитание детей, попечительство над ними и их имуществом. Под воспитанием понимается забота о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.

Частями 1 и 2 статьи 76 КоБС установлено равенство прав и  обязанностей обоих родителей. Отец и мать имеют равные права и  обязанности в отношении своих детей. Родители пользуются равными правами и несут равные обязанности в отношении своих детей и в случае расторжения брака между ними, если иное не предусмотрено в  Соглашении о детях.

Статья 77 КоБС регулирует участие отдельно проживающего родителя в воспитании детей. Родитель, проживающий отдельно от детей, имеет право общаться с ними и обязан принимать участие в их воспитании. Родитель, при котором проживают дети, не вправе препятствовать другому родителю общаться с детьми и участвовать в их воспитании.

Статьей 67 КоБС и пунктом 1 Декрета № 18 определены случаи ненадлежащего воспитания и содержания детей, нахождения детей в  социально опасном положении, признания ребенка нуждающимся в  государственной защите.

Родители, опекуны, попечители несут ответственность за  ненадлежащее воспитание и содержание детей в соответствии с  законодательством Республики Беларусь.

Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе, если ребенок находится в социально опасном положении.

Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой:

- не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, образования, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);

- ребенок вследствие отсутствия надзора за его поведением и  образом жизни совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;

- лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на  ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.

свернуть

Рекомендации родителям по ознакомлению детей с социальным окружением и развитию у них патриотических чувств

Как известно дошкольный возраст характеризуется некоторой впечатлительностью. Микросреда в семье, взаимоотношения между ее членами, отношение к событиям – все это оказывает на формирование эмоционального и нравственного мира. Недаром семью называют «школой чувств». Именно здесь ребенок учиться эмоционально воспринимать мир. И очень большое значение имеет отношение взрослых к растущему ребенку.

Любознательность – одно из положительных качеств развития дошкольника. Ребенок задает много вопросов, его интересует буквально все. Взрослые должны внимательно относиться к вопросам детей, давать правильные и вразумительные ответы на них, а по возможности находить решение вместе.

Для ознакомления детей с социальной действительностью очень важны совместные прогулки с детьми, посещение достопримечательных мест.

Дошкольники рано начинают проявлять интерес к истории нашей страны. Поэтому им можно рассказывать о героическом прошлом нашей Родины, называть имена выдающихся соотечественников, рассказывать об их достижениях. Можно вместе посмотреть фрагменты кинофильма, организовать экскурсию к памятнику и рассказать, как люди чтут историческую память.

Следует знакомить ребят с отдельными страницами Великой Отечественной войны. Какую – то информацию дошкольники черпают из телепередач, узнают у более осведомленных сверстников или старших детей и взрослых. Но это «стихийное усвоение информации» требует, как со стороны педагогов, так и родителей, уточнения, конкретизации, систематизации, чтобы формирующиеся у детей представления положительно влияли на растущего человека – развивающуюся личность. Например, если кто – то из старших членов семьи получил медаль или орден за проявленную в бою отвагу, нужно о каждой награде рассказать отдельно. Отмечено, что дети любят своих бабушек и дедушек, но совсем другими глазами смотрят на них, услышав рассказ о мужестве и героизме – глазами восторга и удивления, а затем обязательно рассказывают об этом своим сверстникам.

При ознакомлении с героическим прошлым страны и ужасами войны следует в воспитательных целях оберегать ребенка от сведений об унижении слабого сильным; необходимо рассказывать, что война несет гибель и страдания, а армия нас защищала. Хорошо, если ребенок, услышав песни военных лет, подпоет. Детей следует знакомить с героями, чьими именами названы улицы города.

Для закрепления полученных знаний можно прочитать детям небольшое художественное произведение, непосредственно касающееся темы. При ознакомлении детей дошкольного возраста с социальным окружением и воспитании у них патриотических чувств можно использовать следующие конкретные задания и ситуации:

  1. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему игру «Кто больше заметит интересного по дороге?». Таким образом, Вы поможете ему увидеть то, что наиболее важно в воспитательном отношении: труд людей, преобразование облика города и т. д.
  2. Если у ребенка имеется строительный материал можно предложить ему построить такой же дом, как тот, что строиться недалеко от вашей улицы.
  3. Рассказывайте ребенку о своей работе, о том, какую пользу приносит ваш труд обществу. Расскажите, чем она вам нравиться, и что было бы, если бы вы работали плохо.
  4. Приучайте ребенка бережно относиться к окружающим его вещам. Мотивируйте это тем, что каждая вещь – это результат труда. Учите, что нужно делать, чтобы вещь прослужила дольше.
  5. Поощряйте детское коллекционирование, если его цель – с помощью определенных предметов расширять кругозор. Можно разрешить ребенку принести коллекцию в детский сад, рассказать о ней другим детям, дать возможность ее рассмотреть.
  6. Рассказывайте детям об истории страны, города( его прошлом и настоящем) в свободной и ненавязчивой форме, вместе читайте соответствующую литературу.
  7. Совершать увлекательные путешествия по нашей стране можно, имея под рукой глобус, карту, или просто иллюстрации. Ребенка следует обучить несложной технике.
  8. Если у Вас есть друзья или родственники в других странах, скажите об этом ребенку, подробно расскажите о языке, культуре, главном городе страны. Можно заучить несколько слов на их языке (здравствуйте, спасибо, пожалуйста).
  9.  Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Полезно отправиться с ребенком на природу, чтобы полюбоваться красотой леса, услышать журчание ручья, пение птиц.
  10.  Воспитание личности ребенка происходит и тогда, когда мы приобщаем дошкольника к искусству страны, к народному творчеству, когда рассказываем о людях, прославивших нашу Родину.

Важно, чтобы у дошкольника постепенно сформировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК!

свернуть

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с самого раннего возраста.

Задача педагогов и родителей – воспитать из детей грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.      Значительный пласт работы – это профилактика ДДТТ и формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности. Авторы многих работ, посвященных изучению детского травматизма, отмечают, что почти 2/3 из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидение скрытой опасности. Устранить эту причину, ограничиваясь только беседами с детьми, словесными наставлениями, невозможно. При движении на дороге, как и при любом движении, действуют не столько знания, сколько привычки, стереотипы.

 

ФЛИКЕРЫ ДЕТЯМ КУПИТЕ, РОДИТЕЛИ,

ПУСТЬ НА ДОРОГЕ ИХ ВИДЯТ ВОДИТЕЛИ!"

     Носить на одежде световозвращающие элементы – это необходимость нынешнего времени, ведь транспорта на дорогах становится всё больше, а заметить в темное время суток пешехода на дороге водителю практически невозможно. Значительно снизить риск таких происшествий позволяют фликеры. Даже на расстоянии нескольких десятков метров небольшой световозвращающий элемент обозначит присутствие человека на дороге.

 По утверждению специалистов, самое подходящее место, где стоит разместить световозвращатель – это грудь и бёдра. Оптимальный вариант, когда на пешеходе находится как минимум 4 фликера, такое размещение делает человека заметным для водителей со всех сторон. Световозвращатели можно прикреплять также к коляскам,  велосипедам, скейтбордам и др. Здесь действует то же правило, что и при «экипировке» световозвращающими элементами одежды: аксессуар должен быть виден со всех сторон. Если используете клеящиеся ленты, то обклеить необходимо все поверхности – бока и «спинку» коляски, раму и багажник велосипеда, раму самоката.

Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий.

  1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).
  2. Выход на проезжую часть из-за автобуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть).
  3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).
  4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен такими особенностями их психофизиологического развития, как незрелость; неспособность правильно оценивать обстановку; быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; потребность в движении, которая преобладает над осторожностью; стремление подражать взрослым; переоценка своих возможностей; специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.
Таким образом, обучение детей правилам безопасного поведения на дороге может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек, своим личным своим примером.

свернуть

Виды и принципы закаливания для детей дошкольного возраста

"Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». 

В.А. Сухомлинский 

1.Значение закаливания для укрепления здоровья ребенка.

Ребенок, по мнению академика Н.М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливание отрицательных эмоций без физической зарядки, перееданием и гиподинамией.        

Таким образом, триаду здоровья составляют :

Движение

Рациональный режим

Закаливание

Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к условиям холода, жары, солнечной радиации, особенно при их резком колебании; важное средство физической культуры, с помощью которого последовательно повышается сопротивляемость организма вредным влияниям окружающей среды.

Закаливанию корифеи нашей отечественной педиатрии (Н.Ф. Филатов, А.А. Кисель А.А. Колтыпин, Р.О. Лунц, М.С. Маслов, В.Н. Молчанов, Г.Н. Сперанский и др.) придавали исключительно большое значение.

Цель закаливания состоит в том, чтобы приучить организм ребенка давать быструю четкую реакцию на изменение метеорологических раздражителей.

Наибольший удельный вес заболеваемости детей дошкольного возраста составляют болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, грипп. В учреждениях, где закаливающие процедуры проводятся комплексно в течение всего года, дети меньше подвержены этим заболеваниям.

Таким образом, в результате систематического воздействия закаливающих процедур увеличивается скорость ответных реакций:

  • сужение или расширение кожных капилляров,
  • совершенствуется безусловные рефлексы,
  • повышается тонус скелетных мышц,
  • вырабатывается общая реакция организма подобно тому, как при специфической профилактике появляется иммунитет к тому или иному инфекционному заболеванию.

Виды закаливания.

Закаливание воздухом. Воздух является самым привычным, постоянно окружающим нас фактором внешний среды. Физические свойства и химический состав воздуха, его ионизация, бактериальная загрязненность оказывают глубокое воздействие на организм. Самый благоприятный микроклимат для детей 3 – 7 лет, когда температура воздуха достигает 18-20°, для детей раннего возраста – 20 – 22°, относительная влажность – 40 – 60%, движение воздуха – не больше 0,2 м/сек.

Закаливание воздухам во время сна. После того как все дети легли, открывают окно или несколько фрамуг с одной стороны комнаты, чтобы не создавать сквозного движения воздуха. За 10 – 15 минут до подъема детей окно или фрамуги закрывают, и воздух в помещении довольно быстро нагревается до 16 – 18° С.

Закаливание водой.

Водные процедуры легко дозировать, в этом их большое преимущество перед другими средствами закаливания. Холодная вода является резким раздражителем, вызывающим быструю реакцию терморегуляционного аппарата. Воздействие воды на организм осуществляется в трех фазах.

  • В первую фазу происходит резкое сужение капилляров с последующим побледнением кожи;
  •  Во вторую – расширение кожных сосудов, при этом усиливается приток крови к кожи, она розовеет, усиливается выработка тепла в организме. Сжатие кровеносных сосудов и последующее их расширение тренируют терморегуляционные механизмы, всякие перепады температуры воздуха и воды вызывают быструю четкую защитную реакцию организма, охлаждение не наступает. Длительное охлаждение водой может вызывать третью фазу ;
  • Третья фаза – вторичный спазм сосудов, кожа становится бледной с синюшным оттенком, синеют губы, появляется озноб. На почве охлаждения у детей могут возникать заболевания.  

Закаливание солнечными лучами.

В солнечном спектре три вида лучей: 

- ультрафиолетовые;

- инфракрасные;

- видимые или световые.

Инфракрасные лучи обладают главным образом тепловым эффектом. Они глубоко проникают в ткани человека, способствуют расширению кровеносных сосудов, учащению ритма сердечных сокращений и дыхания.

Сильное воздействие на организм оказывают ультрафиолетовые лучи солнца, их биологическое действие изучено довольно широко. Под влиянием ультрафиолетового облучения стимулируется обмен веществ, активизируется фосфорно-кальциевый обмен, необходимый для процессов формирования костного скелета у ребенка.

Длительный недостаток ультрафиолетовых лучей влечет за собой рост заболевание рахитом, гриппом, тонзиллитом, катарами верхних дыхательных путей, кариесом зубов и др.

2.Принципы закаливания.

В основе закаливания лежит процесс образования условных рефлексов, благодаря которым и достигается наиболее совершенное приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Закаленный человек способен легче переносить любые отрицательные воздействия окружающей среды. Известно, что закаливание создает возможность сохранять и укреплять здоровье и работоспособность.

  И.П. Павлов считал, что вся деятельность организма – это бесконечное приспособление к окружающим условиям.

Закаливание лучше начинать с самого раннего возраста. Вот почему оно является непременной составной частью работы детского дошкольного учреждения по физическому воспитанию детей. При проведении закаливания необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности терморегуляции организма ребенка.

При проведении закаливания необходимо соблюдать:

  • Осуществление закаливания при условии, что ребенок здоров.
  • Постепенность, которая осуществляется путем изменения условий, продолжительности отдельных закаливающих процедур и их дозировки.
  • Систематичность и непрерывность. Длительные перерывы в проведении закаливания ведут к постепенному угасанию выработанных условных рефлексов;
  • Учитывать возраст, состояние здоровья и индивидуальную реактивность ребенка. Для закаливания здоровых детей можно применять воду более низкой температуры, а для детей ослабленных, с повышенной нервной возбудимостью необходим более осторожный подход;
  • Разнообразие, комплексность средств закаливания. Длительное применение в целях закаливания какого-либо одного раздражителя повышает сопротивляемость только к данному раздражителю. Поэтому рекомендуется использовать разнообразные средства. Весьма полезно сочетание воздействий воды, воздуха и солнца и гимнастикой.  

Закаливание следует начинать с местных закаливающих процедур с постепенным переходом к общим, причем сила закаливающих факторов увеличивается постепенно. Эффективность закаливающих процедур во многом зависит от эмоционального тонуса ребенка.

3. Учет индивидуальных особенностей и состояния ребенка при закаливании.

Вся работа по закаливанию детей должна строиться с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании медицинских карт врач дошкольного учреждения должен по каждой возрастной группе составить сводную ведомость, которая поможет воспитателям и медицинским работникам иметь четкую картину о состоянии здоровья всей группы и каждого ребенка в отдельности.

Следует помнить:

  • недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);
  • тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;
  • систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю)
  • комплексное использование всех природных факторов;
  • в комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный дневной сон.

Список используемых источников:

1.    Развитие движение ребенка – дошкольника. Из опыта работы. Под ред. М.И.Фонарева. М., «Просвещение», 1975

2.    Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999. – 88 с.

3.    Физическая культура – дошкольникам: программа и программные требования. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛОДОС, 1999. – 144 с.

свернуть

"Если ваш ребёнок левша!"

Леворукость веками была и остаётся загадкой, загадкой ещё не разгаданной, притягивающей внимание. Исторически к этой генетической особенности – леворукости (а левшество чаще всего воспринимается как леворукость) сложилось отношение не как к индивидуальному варианту нормы, а как аномалии, нарушению развития. Действительно, большая часть человечества – праворукие. Среди них есть сильно леворукие и сильно праворукие, те, кто выполняют одной или другой рукой только некоторые действия, и амбидекстры (обоерукие) – люди, одинаково хорошо владеющие  и правой и левой рукой.

Психологические особенности ребенка с леворукостью.

    Левши обычно склонны фантазировать, имеют музыкальный слух и хорошую память. Кроме того, они чувствительны, оригинальны, отлично ориентируются в пространстве и образно мыслят. Так происходит потому, что у левшей правое полушарие головного мозга развито больше, чем левое. А именно правое полушарие отвечает за эти качества. Левое полушарие, которое больше развито у правшей, отвечает за математические способности, логическое мышление, а также технику чтения и письма.

Левши часто выделяются благодаря всевозможным творческим талантам. Левшами были Микеланджело, знаменитый физик Максвелл (а хорошие физики, как известно, мыслят творчески) и очаровательная Мерилин Монро. Вообще, как утверждает статистика, среди левшей намного больше талантливых людей, чем среди правшей. Другие знаменитые левши: Александр Македонский и Наполеон, Леонардо да Винчи и Джеймс Клерк Максвелл, И.П. Павлов и В.И. Даль, Альберт Эйнштейн и Чарли Чаплин, Уинстон Черчилль и Пабло Пикассо, Пол Маккартни и Билл Гейтс.

Изображение Конечно, талант невозможно посчитать и измерить, тем не менее, психологи говорят о вполне реальных цифрах. Получается, что среди левшей талантливых людей - двадцать процентов, а среди правшей - не более пяти. И вполне возможно, что именно ваш ребенок левша "из талантов". А тогда не исключено, что он станет выдающейся личностью и даже войдет в историю. Чтобы выявить скрытые способности ребенка, прислушайтесь, присмотритесь к нему. Может быть, малыш любит выдумывать интересные истории или оригинально рисует. Помогите развить эти умения. Запишите его в соответствующую студию, секцию или кружок.

Левши бывают небрежными, когда рисуют, лепят из пластилина и т.п. К этому следует относиться терпимо. Помните, что этот ребенок мыслит образно, он человек творческий. А творческие люди всегда несколько бесшабашны. Они придают большее значение содержанию, а не форме. Многие левши хорошо играют в теннис или отлично фехтуют. А вот заниматься каким-нибудь видом единоборства сможет не каждый из них. Кроме того, левши с удовольствием учатся есть, пользуясь вилкой и ножом. Если "праворуким" детям непросто привыкнуть к тому, что вилку необходимо переложить в левую руку, то левшам к этому и привыкать не надо. Кстати, левши быстро обучаются печатать, потому что в этом процессе тоже задействованы обе руки.

Почему не стоит переучивать.

Наверное, сказанного выше достаточно, чтобы понять, что заставлять ребенка левшу пользоваться правой рукой вместо левой не следует. По крайней мере, специалисты настоятельно рекомендуют этого не делать. Гуманитария невозможно превратить в человека с техническим складом ума. Насильственное переучивание может привести к тому, что ребенок станет нервным и раздражительным. Он будет лениться и плохо учиться в школе. Более того, впоследствии его организм может так воспротивиться неудобствам, что у ребенка возникнут заикание, нервные тики и даже энурез. "Левшество" - это не патология, а интересная особенность.

Главным препятствием на пути к спокойному принятию педагогами и родителями леворукости малыша является высокий количественный перевес окружающих людей в пользу правшей: родители из самых лучших побуждений стремятся подготовить своего "необычного" ребенка к жизни в праворуком мире.

Известно, что у 95% правшей центры речи располагаются в левом полушарии. Почему так? Дело в том, что возникновение речи на заре человечества было связано с развитием труда, а именно тонкого ручного труда. Таким образом, в мозге человека расположение центра речи и центра управления ведущей рукой чаще всего совпадает. С естественнонаучной точки зрения, эволюционный прогресс осуществляется за счет выделения левого (речевого, аналитического) полушария и правой руки как ведущей. Правое ("немое") полушарие, в связи с этим, играет подчиненную роль.

Что же касается левшей, то в левом полушарии речевые центры располагаются у 70% леворуких детей, в правом - у 15%, в обоих - у оставшихся 15%. О чем говорят эти цифры?

Левши, которые в детстве спокойно переучились на правую руку, скорее всего, относятся к тем 70%, у которых речевые центры располагаются в левом полушарии. Видимо, этим и объясняется феномен правши, который не знает, что от рождения он - левша, но с возрастом чувствует "зов левой руки".

Последствия насильственного переучивания на правую руку тех 15% левшей, у которых речевые центры располагаются в правом полушарии, могут быть самыми плачевными и для психики, и для интеллектуального развития ребенка.

Активное переучивание тех 15% левшей, у которых речевые центры располагаются в обоих полушариях, скорее всего, приведет к серьезным сбоям в формировании познавательных способностей, связанных с функциональной специализацией правого и левого полушарий мозга. Ответственность за выполнение зрительно-пространственных функций у левшей так же, как и у правшей, несет правое полушарие мозга, а соответствующие задания лучше выполняются левой рукой.

Переучивание леворукого ребенка часто сказывается не только на речевых, но и на зрительно-пространственных способностях, так как угнетаются функции правого полушария мозга. При этом страдают зрительно-двигательные координации, умение анализировать пространственные соотношения, ослабляется внимание, резко замедляется темп интеллектуальной деятельности.

Комплекс левши

Главная проблема левшей в том, что их меньшинство. Как известно, в жизни часто считается, что прав тот, кто сильнее или принадлежит к большинству. Левши бессознательно могут переживать из-за этого. Причем, если ребенку не говорить, что он не такой, как все, проблемы просто не возникнет. Как утверждают детские психологи, чаще всего комплекс левши появляется по вине родителей. Иногда бывает, что внимание на левшестве ребенка заостряет его учитель, тренер или просто какой-нибудь знакомый. Если это происходит, нужно обязательно поговорить с этим человеком. Скорее всего, он делает это, не осознавая последствий. В случае непонимания лучше просто оградить ребенка от такого общения, например, перевести в другую школу. Если не сделать этого вовремя, ребенок может стать замкнутым и необщительным. Помните, здоровье ребенка дороже всего. И еще, ни в коем случае нельзя ставить в пример левше детей правшей. Лучше сравните его поступки... с его же поступками: "Вчера ты сделал это хорошо, а сегодня у тебя не получилось, но обязательно получится".

Помощь левше до школы

Ведущую руку левши необходимо развивать с достаточно раннего возраста. Попросите ребенка положить ее на стол, и пусть он по очереди отрывает от поверхности каждый палец. Сама ладонь при этом должна плотно лежать на столе. Также можно предложить ребенку перелить с помощью пипетки воду из одного маленького сосуда в другой.

Вместе с тем отказ от смены ведущей руки должен сочетаться с работой по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук. Такие занятия по развитию моторики и зрительно-моторной координации должны быть ежедневными и занимать 15-20 минут.

Малыша, предпочитающего действовать левой рукой, полезно будет занять составлением рассказа по серии сюжетных картинок, которые он сам же и разложит, соблюдая направление слева направо. За этим должны проследить взрослые. Ребенок может и иллюстрировать сказки, а потом пересказывать их по картинкам, разложенным по тому же принципу.

 Главное – это вселить в ребенка уверенность в его полноценности, «нормальности», постараться, может быть, найти и преимущества его леворукости. Воспринимать ребенка нужно таким, каков он есть, и тогда леворукость не станет проблемой.

свернуть