Рекомендации учителя-дефектолога

Участие   семьи в  коррекции   речевого развития ребёнка  

Нарушения речи ребёнка приводят к нарушению личности в целом. На отношение ребёнка к своему речевому нарушению огромное значение имеет отношение к проблеме со стороны родителей.

Основным формирующим компонентом отношения ребёнка к своему речевому нарушению является тот настрой,  какие ему дают родители. С одной стороны, установка может быть легкомысленно – попустительской («Ничего страшного, дедушка твой всю жизнь так говорил»), а так как ребёнок внушаем, то он вскоре придёт к выводу, что дефекты речи – проявление его индивидуальности. С другой стороны, установка негативного характера («Будешь так говорить, тебя не возьмут в школу», «С тобой не будут дружить дети»), что, в свою очередь, сформирует у ребёнка неуверенность в своих силах. Малыш может замкнуться .

         При правильном подходе семьи к воспитанию ребёнка с проблемами в речевом развитии, понимании, добром и внимательном отношении, учёте его индивидуальных особенностей можно избежать подобных проблем. Нужно сформировать у ребёнка осознанное отношение к работе над речью, выработать стремление чёткого, последовательного и качественного выполнения заданий.

         Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития воспитанника необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:

  1. В общении с ребёнком родители должны пользоваться грамматически правильно оформленной речью, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного (а зачастую неправильного) развития лексической, грамматической сторон детской речи.

Для этого нужно наполнить повседневную жизнь ребёнка правильным речевым общением:

– чётко проговаривать слова, пусть малыш видит движения ваших губ;

– посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это дрель, это светильник и т.д.);

– в собственной речи правильно употреблять грамматические формы, четко проговаривать окончания слов, (например: Это воробей; нет воробья; ищу воробья; думаю о воробье; рисую воробья. Коля гулял, а Даша гуляла и т.д.);

– обращать внимание ребёнка на  глаголы. На примерах из повседневной жизни учить детей дифференцировать их по смыслу (например: встал, лёг; привязал, отвязал, перевязал и т.д.);

– привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов изолированно и в контекстной речи (например: положи ручку на стол, возьми ручку со стола   и т.д.);

– учить согласовывать существительные с прилагательными и числительными, используя речевые игры (например, игра «Какого цвета?»: желтое яблоко, красная машина );

– обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи: называть продукты, из которых готовятся блюда; как готовятся ( варим, жарим, печём, режем, чистим); описывать вкусовые качества блюд ( вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная); определять цвет (зеленый, жёлтый, красный).

Игры можно придумывать самим, «подсматривать» в развивающих книжках, желательно использование картинок, различных игр типа «Лото», «Домино» и др.

– читать детям книги, что способствует становлению правильной речи, обогащает словарь, повышает интеллектуальный уровень, развивает логическое мышление, внимание, развивает эмоциональную сферу.

  1. Необходимо развивать мелкую моторику рук ребёнка, так как установлено, что уровень развития речи ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
  2. Ведущей деятельностью ребёнка является игровая деятельность и поэтому важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка и создание игровых ситуаций. Неоценима роль ирушки в речевом развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление маленьких рассказов, в том числе и рассказов – описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю – ребёнку.
  3. По заданию учителя-дефектолога ежедневно выполняйте артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, игры на развитие фонематического слуха.
  4. Важно, чтобы вся работа происходила на эмоциональном подъеме ребенка и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать родной речью.
  5. Родители должны учитывать, что реакция ребенка на занятия может быть различной: от полного отказа и слёз до радости и удовольствия. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать затруднения, пытаться его заинтересовать. Но, в то же время, нельзя переутомлять и перегружать малыша информацией, родителям просто необходимо научиться «чувствовать» своего ребёнка. А ещё, учить ребёнка трудиться!
  6. Желательно организовать место для занятий ребёнка, позаботиться о правильном освещении, удобном стуле и столе. Для выполнения артикуляционной гимнастики необходимо настольное зеркало.
  7. Важна правильная организация режима дня ребёнка. Помните, активный отдых на свежем воздухе стимулирует все    жизненные процессы. Питание ребёнка должно быть правильным, сбалансированным. Ограничьте просмотр телепередач. Обеспечьте ребёнку полноценный сон в хорошо проветренном помещении. Следите за здоровьем малыша!

Используемые источники:

  1. Тихеева Е. И. «Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста». Москва Просвещение 1981 г. 111 страниц
  2. Ушакова О.С. «Развитие речи дошкольников». Москва.: Издательствово Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
  3. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники – Спб., «Детство-Пресс», 2001г. – 180 с.
  4. Венгер Л.А., Венгер А.Л. . «Домашняя школа мышления». М. Знание, 1994 г. 80 с.

 

 

 

свернуть

Развитие фонематического восприятия – ключевой момент в развитии речи ребенка

 

«Ясный выговор слова, чтобы каждый из звуков был слышен,

и чуткое ухо в различении этих звуков - вот главные основания обучения грамоте»

К.Д. Ушинский

Многим родителям наверняка приходилось слышать от учителя-дефектолога, что у их ребенка недостаточно сформирован фонематический слух. Услышав данный термин, родители теряются. Что же такое фонематический слух и для чего его нужно развивать? Попробуем в этом разобраться.

Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что “слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т.д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой (фонематический).  Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. 

Дети, имеющие недоразвитие фонематического слуха, испытывают выраженные трудности при овладении произносительной стороной речи. Звуки ставятся, но самостоятельно ребенок их не употребляет, смешивает в речи, не слышит разницы между правильным и неправильным произношением.  Воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то, что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно). «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или «лису». Отсюда — ошибки в речи и на письме. Письменная речь формируется на основе устной, и проблемы с фонематическим слухом в будущем могут привести к серьезным нарушениям чтения и письма (дислексии и дисграфии). Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Фонематический слух включает в себя несколько фонематических процессов: фонематический анализ и синтез, фонематическое восприятие и фонематические представления. Познакомимся с каждым понятием отдельно.

Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. (Г. В. Чиркина).

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. ( Г. В.Чиркина.) Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Фонематический анализ – это умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, т. е. четко представлять себе его звуковую структуру. (Л. Г. Парамонова). Определение места звука в слове, порядка следования звуков в слове, наличие заданного звука в слове, место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

Фонематический синтез – это умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно составленного из звуков. (Л. Г. Парамонова).

Фонематические представления – это способность оперировать результатами фонематического анализа. ( О.Б. Иншакова). Умение подобрать слово на определённый звук.

Родители самостоятельно могут проверить сформированность фонематических процессов своего ребёнка, предложив ему следующие задания:

Фонематический анализ: просим ребёнка определить какой первый звук в слове ослик, зонт? Какой последний звук в слове стол, кран?

Фонематическое восприятие: просим повторить ребёнка вслед за взрослым слоги (слова):

Па-ба-ба    Ды-ди-ды   Да-та-да     Пи-пы-пы Ва-фа-фа    Ку-кю-кю

Ка-га-ка     Вё-во-вё     Кот-год-кот         Том-дом-ком

Фонематические представления: просим ребёнка придумать слова на звуки М, Д, У и т.д.

Фонематический синтез: взрослый отдельно произносит звуки, а ребёнок составляет слово на слух: д, о, м; к, о, т; ш, у, б, а.

Работа по развитию фонематического восприятия требует длительных упражнений с многократным повторением. Начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Уместно их проводить в игровой форме, с использованием игровых приемов. Это способствует развитию и поддержанию интереса детей, активизации внимания и памяти, повышении работоспособности и познавательной активности.

Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов:

1 этап - узнавание неречевых звуков.

2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

3 этап - различение слов, близких по звуковому составу.

4 этап - дифференциация слогов.

5 этап - дифференциация фонем.

6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.

Остановимся подробнее на том, как осуществляется развитие фонематического восприятия у детей на каждом из указанных этапов коррекционного воздействия.

 

1 этап - узнавание неречевых звуков.   Цель первого этапа - развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому нужно научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать. Рассмотрим, какие игры и упражнения можно проводить с детьми на первом этапе работы. («3—5 лет Развиваем фонематический слух»)

Игра "Угадай, что звучало". Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.

Игра "Шумящие мешочки". Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра "Волшебная палочка". Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…  Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

Игра "Узнай свой голос". Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать, кто говорит.

Игра "Громко-тихо". Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры "Далеко-близко". Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает - далеко.

Игра "Три медведя". Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

3 этап - различение слов, близких по звуковому составу.

Игра «Не ошибись».

Взрослый показывает картинку и громко, четко называет изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумага». Игра интересна детишкам и они всегда радостно откликаются на нее.

Необходимо подчеркнуть, что начинать нужно со слов простых по звуковому составу. Постепенно переходя к более сложному.

Можно использовать стихи для включения в них недостающего слова, что развивает в детях чувство ритма и рифмы, способствует пополнению словарного запаса, улучшает фонематические представления ребенка.

- В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас). - Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки).

Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

 4 этап - дифференциация слогов.

Игра "Похлопаем". Взрослый совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове. 

Игра "Четвертый лишний" Взрослый произносит ряды слогов "па-па-ба-па", «фа-ва-фа-фа"... Ребенок должен послушать и сказать лишний слог.

Для этого этапа Татьяна Александровна Ткаченко создала специальную систему упражнений, которая помогает эффективно работать над развитием фонематического слуха у детей с нарушениями речи.

Упражнение 1

Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:

ТА’ — ТА —ТА

ТА — ТА’ — ТА

ТА — ТА — ТА’

Упражнение 2

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными

гласными звуками:

ТА — ТО — ТУ

ТЫ — ТА — ТО

МУ — МЫ — МА

и т. п.

Упражнение 3

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными

согласными звуками:

ТА — КА — ПА

КА — НА — ПА

БА — ДА — ГА

МА — НА — ВА

затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.

Упражнение 4

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости:

а) по два слога:

ПА — БА

ТА — ДА

ФА — ВА

б) по три слога:

ПА — БА — ПА

БА — ПА — БА

ТА — ДА — ТА

затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.

Упражнение 5

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по твердости-мягкости:

ПА — ПЯ

МА — МЯ

ВА — ВЯ

ТА — ТЯ

Упражнение 6

Воспроизведение слоговых пар с наращиванием одного согласного

звука (для образования стечения):

ПА — ТПА

ТА — ПТА

ФА — ТФА

ТА — ФТА

затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.

Упражнение 7

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух со-

гласных звуков и разными гласными:

ПТА — ПТО — ПТУ — ПТЫ

КТА — КТО — КТУ — КТЫ

ФТА — ФТО — ФТУ — ФТЫ

ТПА — ТПО — ТПУ — ТПЫ

и т. п.

5 этап - дифференциация фонем.

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличить одно слово от другого (дом, сом, ком). Такой звук называется фонемой (отсюда и «фонематический слух»). Каждый помнит такую характеристику, как согласные и гласные звуки. Начинать надо с различения гласных звуков.

- Взрослый дает картинки ребенку Картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку. Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков.

Игра «Кто это?» Комарик говорит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.

Игра «Прогулка на велосипедах».

- Взрослый говорит: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли накачены шины. Подкачаем еще насосом: с-с-с…(Дети имитируют). Слышите, воздух шипит: ш-ш-ш…». - Будьте внимательны, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны сказать: «с-с-с», а если с изображением шины: «ш-ш-ш».Подобным образом проводится игра « Жук и комар» (звуки С и Ж). Характерной особенностью системы согласных звуков русского языка является наличие в ней пар твердых и мягких звуков. Их дети должны хорошо различать, тогда им будет легче овладеть правописанием.

Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.

Это фундамент, который позволяет ребёнку успешно овладеть грамотой, т.е. научиться читать и писать. Приступая к играм по формированию звукового анализа, надо четко представлять себе последовательность работы.

Общие правила работы по формированию навыков звукового анализа:

— соблюдайте строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа:

- выделение звука из слова, определение первого звука, последнего звука, установление места звука (начало, середина, конец слова), полный звуковой анализ:

  • определить количество звуков в слове;
  • определить количество гласных звуков в слове;
  • определить количество согласных звуков в слове;
  • определить последовательность звуков в слове;
  • дать характеристику каждому звуку;
  • определить количество слогов в слове.

-  соблюдайте порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т.д.);  в речевом плане (проговаривание, ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук); по представлению (в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова);

 - соблюдайте последовательность предъявления слов, предназначенных для анализа:

  • слова из двух гласных (типа ау);
  • слова из двух звуков (типа ум);
  • слова из трех звуков (типа рак);
  • слова из двух открытых слогов (типа мама);
  • слова из одного слога со стечением согласных (типа волк);
  • слова из одного слога со стечением согласных (типа стол);
  • слова из двух слогов (типа сумка);
  • слова из трех открытых слогов (типа корова).

Необходимо придерживаться последовательности предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.

Игра "Сколько звуков". Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет  их количество и выкладывает нужное количество палочек на столе.

 Игра "Похлопаем". Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант - заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.

Игра «Что просит мышка». Игрушка-мышка (пальчиковый театр) просит принести продукты, в названии которых есть заданный звук.

Игра «Собери слово» Ребенку предлагаются несколько последовательных звуков, а он должен назвать слово целиком (М, А, К – мак, Д, И, В, А, Н – диван и так далее)

 Игра "Отгадай слово". Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" ( .ампа,  мы.о,  .ук,  ку.ак ).

Освоить приемы развития тонкого слуха не так сложно, как может показаться. Самые эффективные упражнения для развития фонематического слуха те, в процессе выполнения которых ребенок слушает, анализирует, действует (хлопает или топает) и сам произносит звуки. Занимаясь с ребёнком с первых лет жизни, родители предвосхищают формирование речевых нарушений и готовят ребенка к освоению чтения и правильного письма. Ну а если нарушение уже появилось или только начало формироваться, то регулярные занятия помогут быстрее справиться с проблемой. Чем раньше начата работа по развитию фонематического слуха, тем успешней будет идти общее речевое развитие ребёнка, тем грамотнее он будет читать и писать. Успехов Вам и детям!

Используемая литература

1. Нищева Н. – Весёлая артикуляционная гимнастика – Издательство: Детство – Пресс, 2018

2. nsportal.ru/…/artikulyatsionnaya-gimnastika-kompleks

3. Бухарина К. С. – Игровая артикуляционная гимнастика. 3-7 лет. ФГОС. - Издательство: Детство – Пресс, 2020 – 32 с.

свернуть

Автоматизация звуков в домашних условиях у детей старшего дошкольного возраста

 

Посещая регулярно занятия учителя-дефектолога, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете учителя-дефектолога (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты выполнения домашних заданий, направленных на автоматизацию поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.

Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении, то есть, когда учитель-дефектолог этот звук ребенку «поставил». Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному и проводится в строгой последовательности:

  • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  • автоматизация звука в предложениях;
  • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  • автоматизация звука в разговорной речи.

К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

Этапы и приёмы автоматизации поставленных звуков в речи.

Автоматизация звука в слогах.

Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.

Автоматизация звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных.

Например, при автоматизации звука [С] в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными [а], [ы], [о], [у] сначала в прямых слогах: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, спа, сма, сны, ско.

Автоматизация звуков в словах. 

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова.

Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов.

Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком).

Старайтесь вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.

Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подберите по 20–30 картинок (можно схематично нарисовать самим). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно и утрированно). На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком).

Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации.

Автоматизация звука в предложениях.

Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук). 

Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.

Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.

Игры для автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.

Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.

Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий.

Предлагаю вам несколько интересных игр, которые можно применять, начиная с этапа автоматизации звука в слове.

«Загадки»

Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.

«Чего не стало?»

Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

«Что изменилось?»

Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

«Что лишнее?»

Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

Объединять картинки в группы можно по-разному. Например, рысь-корова-ворона-жираф-ракета. Из данной серии последовательно можно убрать «ракету» - неживая, затем «ворону» - птица, потом «корову» - домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов.

«Слова вокруг нас»

Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее.

Затем усложните игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме: «Назови животных, в названии которых есть звук [Р]» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком [С]» (снег, снеговик, Снегурочка, снегирь, снежки, стужа, санки).

В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в садик, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.

Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее. Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно рассказывает их всем - родным и знакомым.

Самое полезное для ребенка - ваш неподдельный интерес к совместным занятиям, радость за его успехи. Пусть занятия принесут малышу радость – от этого во многом зависит результат.

свернуть